Успенский Собор
Знакомство с монастырем начинается с Успенского собора — главного храма Лавры. Православный храм ориентирован строго по сторонам света. Алтарь находится с восточной стороны, косая перекладина креста верхней своей стороной направлена на север.
Византийский храм завершается сверху куполом, русский — «луковицей». Причина заключается в том, что византийский купол не рассчитан на такие снежные зимы, какие бывают в России и Украине.
Состоит храм из трёх частей, алтаря; средней части и притвора.
Алтарь — восточная, главная часть храма, отделенная иконостасом. Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, называется иконостасом. Состоит он из икон, размещенных ярусами, которых бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм. Слева от врат — икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах — только с одной) находятся двери диаконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников, третий — иконы деисусного чина, четвертый — икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков; верхний, пятый, ярус — икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцов (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.
В алтаре находится престол — стол в середине алтаря, освященный архиереем для совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Приступать к престолу разрешается исключительно священнослужителям. Изготовляется он из дерева или камня, имеет высоту около метра, облачается в две одежды — нижнюю белую, называемую срачицей, обвитую веревкой, и в верхнюю цветную, называемую индитией. На престоле находятся Евангелие, крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий — особый навес.
Пространство между престолом и восточной стеной называется горним местом. Здесь помещается епископская или священническая кафедра.
У северной стены в алтаре слева от горнего места устанавливается жертвенник — стол, на котором совершается проскомидия — готовится жертва евхаристии: хлеб и вино.
По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.
Рядом с алтарем обычно устраивается ризница — отдельное помещение, где хранятся облачения и священные сосуды. Через ризницу, как правило, входят в алтарь священнослужители.
Притвор — западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть — внешняя часть притвора, крыльцо храма; с другой — проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения — обручения, лития, чин оглашения. На западной стене храма изображаются сцены Страшного суда.
Помещение для верующих находится между притвором и алтарем.
Первый Успенский собор был построен еще в начале XVIII в. Но после возобновления обители он уже не отвечал требованиям, так как был маловместителен. Его снесли, и в июне 1858 г. началось возведение нового соборного храма по проекту петербургского архитектора Алексея Горностаева. В процессе строительства пришлось уменьшить его размеры (при сохранении пропорций), иначе здание могло разрушиться: геологические условия оказались менее благоприятными, чем предполагалось.
Строительство собора продолжалось десять лет. Главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы был освящен 4 сентября 1868 г. Кроме него, было устроено два придела (дополнительных алтаря с престолами) — правый но имя великомученицы Варвары и мученицы Татьяны и левый престол во имя святителей Дмитрия, Митрофана и Тихона.
Приделы устраиваются для того, чтобы в один день, например в крупные праздники или в воскресения, в одном храме можно было совершать несколько литургий, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же, как священник не может совершать более одной литургии в день).
Нижний павильон паломников
Сосед Успенского собора — Пещерник, или, как его еще называют, Нижний павильон паломников. Он принимал богомольцев, посещавших пещеры меловой скалы. Пройдя по лабиринтам, люди выходили на вершину скалы, где на самой верхней площадке, на уровне глав Николаевской церкви, был построен Верхний павильон паломников в виде сквозной часовни. Здесь посетители Святогорья любовались открывающимися видами Придонцовья. Хотя не только этим объясняется строительство таких сооружений — оканчивавшаяся здесь Кирилло-Мефодиевская лестница была главной дорогой к Николаевской церкви.
Хозяйственный корпус


Как указывает В.Н. Дедов, практически все отрасли кустарного промысла и ремесла были представлены в структуре хозяйственной деятельности монастыря. На хозяйственном дворе, который находится за Успенским собором, размещались различные мастерские: литейная, кровельная, бондарная, портняжная, сапожная, столярная. Кроме них, монастырь имел кирпичный завод с тремя печами, стекольный и свечной заводы, пасеку на 600 ульев, четыре сада, подворье в Славянске, полтораста голов скота, земельные и лесные угодья площадью до 1,5 тыс. десятин.
В настоящее время хозяйственный двор также возвращен Лавре и используется по назначению. А результаты труда святогорских кузнецов украшают территорию возрождающегося монастыря.
Здесь же находились монастырская школа, в которой детей из окрестных сел обучали грамоте и ремеслу, а также библиотека. После закрытия обители значительную часть фондов
библиотеки вывезли в Москву, и сейчас они хранятся в собрании Российской государственной библиотеки (бывшая Библиотека им. Ленина). Участь оставшейся части книг печальна — почти все они были уничтожены во время Великой Отечественной войны.
Покровская церковь, дом настоятеля и казначейский корпус
Долгое время единственной церковью, где можно проводить зимние богослужения, была Николаевская: температура в пещерах и летом, и зимой одинаковая.
Ее недостатками были малая вместимость и отсутствие колокольни. В 1850г. под руководством знаменитого архитектора Константина Тона построили Покровскую церковь. На колокольне установлены куранты, сделанные в монастыре мастером-самоучкой отцом Антонином, которого писатель Василий Иванович Немирович-Данченко назвал святогорским Эдисоном.
В следующем, 1851 г. к храму с алтарной стороны пристроили казначейский корпус, а со стороны притвора — дом настоятеля. Последний сообщался с храмом крытым переходом.
Гостиничный двор
Вскоре после своего возрождения в 1844г. монастырь становится важным центром религиозного туризма в Российской империи. Десятки тысяч богомольцев в год — показатель высокого духовного авторитета Святых Гор. Стоит отметить, что в качестве синонима понятия «религиозный туризм» в научной литературе часто используется такой термин, как «паломничество». Это неправильно. В православии паломничеством называют только посещение Святой Земли в течение не менее 10 дней, все остальные религиозные поездки определяются термином «богомолье».
Для приема большого количества богомольцев при монастыре был создан гостиничный двор, куда мы и направляемся. По данным В.Н. Дедова, гостиничный комплекс монастыря состоял из шести корпусов, где, кроме номеров для приезжих, находились женская больница, чайная, трапезная, амбар для вещей. Как известно, в монастырях развит обычай странноприимства. Это означает, что всякий приезжающий получит жилье и питание. Единственное условие — внести свою лепту во благо обители. Это можно было сделать двояко — либо пожертвовав некоторую сумму денег, либо выполнив определенную работу.
Монастырь посещали такие выдающиеся деятели русской культуры, как Александр Куприн, Антон Чехов, Марина Цветаева, Федор Тютчев, Иван Бунин, Илья Репин, Викентий Вересаев, Максим Горький. Все они останавливались на гостиничном дворе.
Последний из гостиничных корпусов был построен в 1914 г. недалеко от древней церкви Святых преподобных Антония и Феодосия.
В период Великой Отечественной войны гостиничный двор пострадал в большей степени, нежели другие сооружения. Трапезная с церковью Рождества Пресвятой Богородицы была уничтожена полностью. В 50-е гг. XX в. на ее месте была построена столовая санатория, на месте одного из разрушенных корпусов возвели летний киноконцертный комплекс. Сейчас в одном из его помещений действуют музей истории Святогорья с богатой экспозицией и сувенирная лавка.
Церковь святых преподобных Антония и Феодосия
Мимо гостиничного двора горный серпантин уводит нас вверх. Слева внизу мы видим прижавшийся к скале храм — это недавно восстановленный вход в подземную церковь Святых преподобных Антония и Феодосия — самый древний храм Лавры.
Рядом с ним находится кладбище, где хоронили благотворителей обители и наиболее почитаемых духовников монастыря. Здесь расположена родовая усыпальница князей Голицыных и графов Иловайских. Так, Николай Голицын был известен как прекрасный музыкант, познакомивший Россию с творчеством Бетховена. Иван Иловайский — дворянин, ставший одним из крупнейших предпринимателей России, много сделавший для становления индустрии в Донбассе.
Печальной оказалась участь церкви после закрытия монастыря в 1922 г. — она использовалась для хозяйственных целей. На месте кладбища была устроена метеоплощадка. В настоящее время церковь восстанавливается, здесь планируется создать еще один скит.
Скит
Деревянный храм, обнесенный частоколом — пожалуй, самое необычное из сооружений Святогорья. Это — Всехсвятский скит, или правильнее — Скит Всех Святых Земли Русской. Сейчас здесь уже живут монахи. К сожалению, попасть на его территорию можно только четыре раза в год — в скит удаляются, прежде всего для того, чтобы сократить до минимума контакты с окружающим миром.
Скит Всех Святых возводится на месте скита Св. Арсения, разрушенного в период Великой Отечественной войны. Был у монастыря еще один скит — близ станции Борки на территории современной Харьковской области, основанный на месте железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., во время которой чудом осталась в живых возвращавшаяся из Крыма царская семья.
Могила Иоанна-затворника
Духовные подвиги святогорского иеросхимонаха Иоанна были известны всей России. Его житие издано отдельной книгой и неоднократно переиздавалось. Этого человека можно назвать первым святым земли Донецкой.
Существует много различных категорий святых — людей, совершивших подвиги во славу церкви и тем самым разделивших Святость Божью.
Первыми из них были апостолы — ученики Иисуса Христа. Цари и князья, способствовавшие распространению православия среди язычников, будучи причисленными к лику святых, получали титул равноапостольных (например, киевский князь Владимир Великий, крестивший Русь), а защищавшие веру от всевозможных посягательств (как Александр Невский и Дмитрий Донской) — благоверных.
Исповедники подвергались всевозможным гонениям, а мученики принимали смерть за веру в Иисуса Христа. Бессребренники раздавали свое имущество нуждающимся. Юродивые ради достижения внутреннего смирения брали на себя подвиг изображения внешнего безумия. Праведные вели святую жизнь, будучи мирянами. Особое место занимают преподобные — святые, достигшие высоты монашеского подвига. Среди преподобных было немало целителей и чудотворцев, духовных наставников и аскетов.
Иоанн Затворник совершал подвиг своего спасения в полном уединении — в затворе.
Иеросхимонах Иоанн (в миру — Иван Крюков) родился в Курске в 1795 г. в бедной семье. С детства ему пришлось испытать много несправедливости. Отданный учеником в изразцовую мастерскую Иван на протяжении семи лет был вынужден терпеть побои и издевательства хозяина. Через некоторое время после завершения ученичества он женился, открыл свое изразцовое заведение, а чуть позже — два постоялых двора и трактир. Но было у Ивана Крюкова призвание, он мечтал с ранних лет о монашеском служении. Исполнить свою мечту Иван смог только в зрелом возрасте, после смерти жены и родителей. В 38 лет он приходит в Глинскую пустынь и полтора года является послушником, только после чего получает право носить рясу. Уже в послушнический период Иоанн прославился способностью исцелять больных. В монастыре он овладевает грамотой. Хозяйственность послушника была замечена, и он вскоре становится экономом. Когда был вновь открыт монастырь в Святых Горах, Иоанна направляют туда. Там он тоже получает послушание эконома. Вот что о его деятельности пишет Василий Немирович-Данченко: «Иоанн и тут обнаружил присущие ему характер и решительность. Не предупредив, он распорядился «отсечь» часть горы под гостинницу. Против него поднялось все, но он поборол препятствия и гора была «отсечена». Иоанн вел войну с управителем Потемкиных, вступался за ограбленное ими крестьянство, и хотя на сем пути был смиряем настоятелем, но как упорное козлище, исполнив наложенное на него послушание, вновь вступал в бой с господскими холопами и отсекал горы. Потом уж его и смирять перестали — махнули рукой. В конце концов, впрочем, оказалось, что Иоанн был прав, за что на него наложили мантию. Вообще, в эту пору своей деятельности, малограмотный, энергический, не знающий устали, упрямый и изобретательный, Иоанн совершенно подходит к типу северного монаха-соловчанина. Затем Иоанн, а в мантии Иоанникий, является опять гостинником, опять «отсекает» горы, роется в земле, как крот, отыскивает и находит старые подземные храмы, собственноручно выбивает для них из цельных диких камней престолы». Чуть позже Иоанникия рукоположили в иеромонахи и определили духовником к богомольцам. В этой должности он принимает активное участие в восстановлении подземных ходов. То, что иеромонаха Иоанникия определили на столь ответственное послушание, означало одно — духовную зрелость. Но вряд ли духовное окормление верующих было его настоящим призванием — все-таки на этой должности требовались образованность и красноречие. И тогда Иоанникий решает принять великую схиму и уйти в затвор.
Великая схима, или образ ангельский, — высшая степень иноческого деяния, очень часто ее сравнивают со смертью при жизни. При постриге в нее монах дает обет полного отречения от мира и всего мирского. Образ ангельский — великая честь для монаха, но требования, которым должен соответствовать принимающий великую схиму, настолько жесткие, что выдержать пробу способны единицы. Прежде всего будущий схимонах обязан доказать братии, что им движет смирение, а не гордыня.
«Убедившись, что Иоанникий не превозносится, — пишет Немирович-Данченко, — а жаждет подвига, Арсений приказал ему затвориться в простой жилой келье и запереть ставни. Трудно было одолеть Иоанникию в первое время ужас одиночества, особенно по ночам. Но он привык и затем перебрался в меловую скалу. Настоятель все еще отговаривал его. Стояли холода, печи там не было и устраивать ее не дозволялось, но монах не внял. Наконец, ему разрешили затвориться совсем. Ввели в меловую пещеру — и заперли на замок. В дверях было проделано малое оконце для передачи пищи и пития.
Холод стоял там, как в леднике. Узкая щель в наружу — тьмы не разгоняла. В щели только брезжил свет, не озарявший кельи. Гроб, а в гробу немного соломы — вот все, что дали с собой затворнику. Он удвоил вес вериг и, измаривая себя, делал в сутки по семисот поклонов земных, по сто поясных, молитв Иисусовых произносил по тысяче, столько же Богородичных. Так прошел целый год безвыходного пребывания в затворе, самый трудный год, потому что тело заточника еще только привыкало к сырости и холоду. Утомленный ложился он в свой гроб — и вновь подымался от озноба. Сырость стояла такая, что одежда и белье более месяца не выдерживали, истлевали и распадались. Пробовали его испытывать — выводили на свет, приказывали остаться, но Иоанникий неизменно уходил назад. Так прошло еще шесть месяцев, по истечении которых его постригли в схиму и опять назвали Иоанном, разрешили приобщаться два раза в месяц, а в посты еженедельно». Семнадцать лет иеросхимонах Иоанн, вплоть до своей смерти в 1867 г., провел в затворе. Не так давно Иоанн Затворник был канонизирован, его мощи находятся в Успенском соборе, а могила — место паломничества.
Николаевская церковь и Андреевская часовня
Через гору Фавор выходим к вершине меловой скалы. Когда-то здесь находился редкостной красоты храм Преображения Господня. В 30-е гг. XX в. его разобрали на стройматериалы, использовавшиеся при возведении корпусов санатория.
Вот мы и подошли к меловой скале. Нас встречает беседка из бутового камня. Это Верхний павильон паломников, или Андреевская часовня. Построена она была в середине 50-х гг. XIX в.
Николаевская церковь — символ Святогорья. Построена в XVII в. Ее отличает не только внешнее изящество. Техническое решение тоже обладает редкостной красотой: часть стен — это меловая скала.
В годы Великой Отечественной войны Николаевская церковь была сильно разрушена и полностью восстановлена только спустя полвека.
С Николаевской церковью связана самая популярная легенда Святогорского монастыря о тайном строительстве храма. Когда тот был построен, меловую стену взорвали, и наутро объявили народу о чудесном явлении. Совсем недавно можно было услышать и различные продолжения легенды, гласящие об убийстве строителей монахами, дабы не были разглашены секреты. Например, по одной версии строителей сбросили со скалы, по другой — замуровали в пещерах. Так это или нет — неизвестно.
История об убийстве строителей — скорее всего вымысел, но строительство церквей в старину действительно уносило много жизней. Всему виной была несовершенная технология позолоты куполов. Если сейчас это производится путем наклейки сусального золота на специально подготовленную поверхность, то раньше медную пластину покрывали амальгамой — особым сплавом золота и ртути. Сплав этот тем хорош, что при комнатной температуре он имеет густоту сметаны, а значит, легко наносится кистью. Затем — пластину прокаливали в печи, ртуть испарялась, а золото напаивалось на основу. Но у амальгамы есть один недостаток: в ее состав входит ртуть — ядовитый металл.
Пещерный комплекс
Из Николаевской церкви узкий коридор уводит нас в самое сердце скалы. Здесь был погребен архимандрит Арсений, с чьим именем связано восстановление монастыря в XIX в. Недалеко от его могилы в память о настоятеле в 1860-1861 гг. была построена еще одна пещерная церковь во имя Алексия, человека Божия (мирское имя архимандрита Арсения — Алексий). После закрытия монастыря в церкви, как и в других пещерных сооружениях, был открыт антирелигиозный музей, уничтоженный во время Великой Отечественной войны.
Бытует очень популярное мнение о тайном пещерном ходе из скалы к реке или даже на левый берег реки Донец. Достоверных источников, подтверждающих это, не найдено. Тайный ход к Донцу действительно мог существовать. Но так как он имел исключительно оборонное значение, то о его наличии могли знать очень немногие.
В этих меловых пещерах в течение 17 лет, практически безвыходно, жил и молился Св. преподобный Иоанн Затворник. Его келья находилась рядом с пещерной Николаевской церковью. До настоящего времени она не сохранилась: мел — мягкий камень, и за всю историю монастыря зафиксировано много случаев обрушения меловых сооружений. Поэтому сегодня вопрос сохранности пещер — один из самых актуальных.
1 комментарий к “Архитектурные памятники Святогорской Лавры”